+7 922-989-9800

г. Киров, ул.Володарского, 99а
(район Театральной площади)

Модницы уверены: тон в одежде задают именитые дизайнеры. Но всё не так однозначно. Исторические справки дают понять, что моду диктует не человек, а обстоятельства. Например, два века назад жители Европы поголовно напялили парики. Начало повальной моде положил Людовик XIV, французский "Король-солнце", стеснявшийся своей жидкой шевелюры. В поддержку правителю этот мейнстрим подхватили придворные мужчины, следом — женщины, а затем и вся европейская знать.

Россию-матушку принудительно осчастливил париками царь-батюшка Пётр I, что, впрочем, не помешало прижиться этой моде на целый век.

Пётр Алексеевич был ещё тем затейником, но некоторые его нововведения потомки оценили по достоинству. Одно из них — выпускной акт, предшественник и прародитель выпускных балов. Правда, в 1718-м году девчонкам учиться в учебных заведениях было не велено, и первые выпуски из Школы математических и навигационных наук праздновали только мальчишки.

В конце 18 в. выпускной вечер превратился, наконец, в блистательный променад для первых выпускных платьев: девушек допустили к празднованию. Но, поскольку аттестаты по-прежнему получали только мальчики, предназначением девочек было украсить выпускной бал своим присутствием и, заодно, подыскать подходящую партию для замужества. Надо ли удивляться роскоши выпускных платьев того времени? Балы были доступны лишь высшему сословию, а уровень шика бального платья мог подсказать потенциальному жениху величину будущего приданого.


Обедневшие дворянские семьи продавали последние имения ради одного-единственного платья для дочери в надежде очаровать богатого щёголя, готового взять замуж бесприданницу.

 

 

К концу 19 в. сформировалось и укрепило позиции женское образование, включая университетское. А в первом десятилетии 20-го в. обучение и вовсе перестаёт быть раздельным для мальчиков и девочек. Общая школа становится доступной не только для «золотой молодёжи», но уже и среднее сословие может обучать своих детей. В этот же период резко удешевляются выпускные балы. Остаются и банкеты, и оркестры для танцев, но уже за казённый счёт: их оплачивают сами учебные учреждения. Отпадает надобность шить выпускное платье, потому что на гимназические выпускные положено было являться в торжественном варианте униформы, не более.

Революция 1917 г. упразднила все балы, включая выпускные, которые провозгласили «пережитком буржуазного прошлого». Впрочем, истерзанной революцией и двумя войнами стране было не до того, даже если бы не было запрета. Бал был разжалован в «вечер» и стал значительно строже: на строгой линейке торжественным голосом зачитывались списки школяров, удостоившихся аттестатов; банкеты были под запретом, а о ночных гуляниях сейчас уже некого спросить.

В 40-е страна воспряла, жизнь стала сытнее. Настоящие выпускные праздники вернулись вновь, а вместе с ними и праздничные платья, и вечера с музыкой и застольем, прогулки до утра. И всё же платьица были скромными: ситец без излишеств и целомудренная длина ниже колена.


Выпускной 1941 г. был последним перед длительным испытанием войной.

 

 

Наступило мирное время, но 50-е годы были по-прежнему трудными. Однако, выпускные вернулись, хотя и с некоторыми изменениями: например, милиция не выпускала вчерашних школьников из стен школы всю праздничную ночь. Возможно, это было связано с послевоенной преступностью. Известные слова «Потому, что на десять девчонок, по статистике, девять ребят» не отражают действительность: в послевоенные годы ребят было вообще катастрофическим мало. А так хотелось понравиться, потанцевать… У столичных штучек в моде трофейные шифоновые платья, по лекалам которых скоро будет одеваться и остальная страна.


В основном, выпускной наряд остаётся скромным ситцевым платьем, украшенным лишь кружевным воротничком.

 

 

И вот она, оттепель 60-70-х! Колхозы дают урожаи, коровы — надои, фабрики производят ткани всех расцветок. И, главное, разрешено было твистовать! Для твиста нужны были свободные юбки, прикрывающие, впрочем, бёдра даже в самом смелом танцевальном па. Впервые за несколько десятилетий выпускная мода ожила: густые, пышные юбки-«татьянки» с подъюбниками придавали особый шик платьям. Эти наряды можно было уже назвать богатыми, даже если они шились из простых отечественных тканей самостоятельно. Но нейлон уже начинает теснить хлопок.


Мода на «татьянки» зарубежными гостям Москвы виделась безнадёжно устаревшей, ведь они такое носили 20 лет назад! На западе в это время вошли в моду простые модели с лаконичной геометрией, маскирующей женственность. Женщины готовились к феминистскому бунту и отказывались подчёркивать грудь и талию.

 

 

Но к 70-м и у нас стали популярными платья-футляры с длиной мини в стиле Жаклин Кеннеди. Хотя, это больше относится к столичным модницам, которым были доступны модные журналы из-за границы.


«Ситчиковые» цветочные расцветки уходят в прошлое, платья идеализируют юность и чистоту беспрекословным белым цветом.

 

 

К концу 70-х до нас докатились из-за океана отголоски движения хиппи. Подолы платьев становятся длиннее за счёт широких оборок чуть ли не в половину длины юбки, а самые смелые девушки открывают плечи, отказавшись от классической проймы в пользу тонких бретелей. Но основная масса советских выпускниц по-прежнему шьёт различные вариации «татьянок».


Возникает мода на украшения и пояски — аксессуары во все времена способны дать вторую жизнь даже устаревшим моделям.

 

 

К середине 80-х наступает эпоха полиэстра. Дешёвая ткань позволяла всем слоям населения выглядеть дорого-богато, достаточно было не прогадать с моделью платья. Уже можно говорить о разнообразии моделей: появляются драпировки на горловинах, фигурные подолы и декор из искусственных цветов. Провинциальные школьницы выбирали платья скромнее, иногда даже с длинным рукавом и глухо застёгнутым воротом. Кстати, в те годы нередки случаи, когда выпускное белое платье служило потом и свадебную службу. В то десятилетие было не зазорно «выскочить» замуж сразу после школьной скамьи. Мальчиков отправляли «отдавать долг родине» в чужую, далёкую жаркую страну, и возвращались они не все…


Считалось правильным доказать верность и намерение ждать из армии именно бракосочетанием до призыва. Возможно, именно поэтому выпускные платья 80-х так похожи на свадебные.

 

 

И вот, наконец, наступила эпоха «можно всё»! Выпускные в 90-е были шумными, яркими, пёстрыми и пьяными, как и вся страна. Журнал «Burda» перестал быть дефицитом, а челноки тащили из запредельных государств и дешёвые разнообразные ткани, и готовые, дурно сшитые платья. Выпускные наряды, как и остальная мода, становятся интереснее, ярче и значительно откровеннее. Люрекс, парча, огромные банты на тыльной части, корсеты и разрезы. Если в начале истории выпускных балов у родителей была задача удачно «пристроить» дочь в удачное замужество, то в последующей истории советских выпускных это был просто последний школьный праздник. На рубеже девяностых и нулевых выпускное платье снова стало играть ключевую роль в действии «зацепить, кого надо». В этом отрезке времени целью стали крепкие парни в малиновых пиджаках.


Если не утрировать, то это действительно интересный период в развитии выпускной моды. Видоизменённые реплики деталей тех лет встречаются на вечерних платьях до сих пор.

 

 

Текущие двадцать лет выпускное платье постепенно лишалось чрезмерности в деталях и дешёвой откровенности. В целом, мода на выпускные платья менялась незначительно, она по-прежнему допускает и разные варианты длины, и декора, и тканей. За эти годы мы научились отличать хорошую посадку от дурной и качественные ткани от китайской нефтянки. Понятие стиля стало определяющим при выборе платья.


Разумеется, стиль, определяется внутренними берегами, которые так просто попутать.

 

 

Однако, второй год подряд становится всё более заметной тенденция к минимализму. Лаконичный крой, идеальная посадка и дорогой материал — вот главные украшения выпускного платья в 2020 году.

Избавление от пышности и излишеств в одежде происходило не один раз за рассматриваемый период истории. Как правило, такие изменения идут параллельно с экономическим спадом. Моду на платье диктуют обстоятельства, которые чутко подхватывают дизайнеры.

 

Будем верить, что в этот раз дорогая скромность выпускных платьев — всего лишь мода.